Я работала в этнографической экспедиции института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН на территории поселения Ветродуй. При нахождении данного артефакта я столкнулась с проблемой классификации данного вида керамических изделий. К какой системе можно отнести этот артефакт. Основываясь на работах Бродянского Д.Л., Сапфирова Д.А., Окладникова А.П. я встала перед проблемой, как назвать данное керамическое изделие: грузиком от ткацкого станка, как определяли вышеперечисленные авторы, или пряслица. Именно пряслице фигурирует в работах у Е.В. Сидоренко при характеристике артефактов Тетюхинской группы, Лидовской культуры, эпохи палеометалла.
Цель работы: выявить типовое разнообразие пряслиц конкретного поселения Ветродуй, по сравнению с другими памятниками культуры, что и определило основные задачи данной работы: 1) определение культурной принадлежности, 2) использование изделий.
Рассмотрим пряслица, ка культурный индикатор. Несмотря на свою универсальность пряслица могут выступать культурными маркерами (метками) для определённой эпохи или археологической культуры. Например для зайсановской культуры эпохи неолита, характерны богато орнаментированные изделия биконической формы.
В эпоху палеометалла появляется новый тип изделий-пряслица с выделенной шейкой.
Основное назначение пряслиц- быть насадкой на веретено и участвовать в операции прядения нитей. В зависимости от качества получаемой пряжи и от культурной традиции выбирался и способ прядения.
В первичных рамочных моделях для изготовления тканей отмечается присутствие утяжелителей.собственно ткацкими станками такие конструкции ещё рано называть. Они ведут своё происхождение от станков для плетения и довольно быстро технически усовершенствуются: в первую очередь отпадает надобность в грузиках, нити основы фиксируются на раме.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.