В этнографической экспедиции всегда происходит Открытие: что-то новое и интересное захватывает тебя целиком. Особенно впечатляет само участие в событиях этноса, в данном случае – ритуала «Изгнание злого духа» коренных народов Дальнего Востока (Агзу, 2002 г.):
Всё начиналось с того, что сидя с бубном в руках, шаман пробовал выяснить виновника болезни. Сейчас вечер, а начинал шаман заниматься в одиночестве днём, когда к нему прилетал дух-помощник собака после своего путешествия, и обо всём рассказывал шаману. Шаман спит днём и видит вещий сон: что происходит с душами людей. камлание начинал от дома больного (даже если в момент камлания больной находится и не дома – Прим. авт.), оттуда, откуда утащили духи душу.
«Привязывайтесь ко мне верёвкой», — так шаман обращается к духам-помощникам. От них он должен узнать виновника болезни. Дух-помощник собака вместе с шаманом начинал отыскивать путь, по которому тащили похищенную душу. Шаман задавал вопросы больному о его сне, видел ли он определённую местность. Обязательно несколько раз спрашивал, не кусал ли больного во сне какой-либо зверь. Шаман перечислял зверей. И, когда получал ответ, который его удовлетворял, он кивал головой в знак того, что он, шаман, не сбился с пути и скоро найдёт душу этого человека, так как он улавливает уже тень украденной души. Дух-помощник собака идёт по следу. Уносят злые духи душу больного по разным дорогам: на сопку, в небо, в речку и т.д. и когда устают – сядут отдохнуть, положат душу на землю, оставят отпечаток, это-то дух-помощник собака и учует.
Шаман вокруг больного начинает быстро кружить в погоне за злыми духами. И начинает принимать образ медведя, змеи, тигра, рыбы, птицы, так как ему приходится, и плавать, и летать, и лазать по деревьям. Говорили, что шаман обладает огромной энергией, с помощью которой он передвигается на большие расстояния. И чтобы злые духи не перекинулись на здоровых людей, шаману приходится ставить защиту и всем членам деревни. Дух-помощник дракон должен был их уберечь от посягательств злых духов.
Если больной очень болен или сильно ранен в бою, на охоте, шаману приходится камлать и нижним и верхним духам. Верхние духи требовали принести им жертв: определённой масти зарезать свинью, а нижние духи – молодого петуха. Как объяснял шаман: «Мясо требуют мои помощники, чтобы набраться силы и победить злого духа амбу».
Лечение сопровождалось магическими обрядами в сочетании с лекарственными напитками, которые шаман предлагал выпить больному. Сборный препарат – это настойка женьшеня, пантов изюбра, навар из медвежьих костей, опия. А глубокие раны присыпали порошком женьшеня и опия.
Потом шаман, мерно постукивая в бубен, обходил больного, выкрикивая: «Гэ!». Затем разложил травы по кругу по лежанке, на которой лежал больной: можжевельник, багульник – справа от себя, а бузину, лишайники – слева. Сухие листья и сухой лишайник поджигали, окуривали помещение. Шаман совершал показательный танец полёта духов-помощников вверх и вниз посредством телодвижения. Так духи шамана путешествуют. Шаман под звуки бубна пел, рассказывал всё, что он видит, летая по неведомым местам во время камлания, всё, о чём ему сообщают духи-помощники: болезнь, имя духа, принёсшего болезнь. Шаман колол заострённой на конце палкой злых духов. Потом шаман наклонился над больным и обратился к духам земли. Кисти рук шамана быстро двигались, изображая волну, исходящую от больного. Шаман подхватил живительную силу земли и сильным, мощным толчком резко втолкнул в больного. Потом сел на землю и стал петь свои заклинания. Он проводил руками над больным от головы к ногам, делая вид, что как будто собирает в одном месте болезнь. А затем перенёс её всю на палочку, покрытую шерстью, резко встал и вынес за пределы дома, выгнал болезнь.